Реалии и перспективы могилевских вагоностроителей

     Не так давно в Могилеве было создано новое предприятие – совместное закрытое акционерное общество «Могилевский вагоностроительный завод» (СЗАО «МВЗ»).

     Сегодня это молодое предприятие, насчитывающее всего лишь 7 лет своей истории, сумело завоевать авторитет у потребителей выпускаемой продукции – железнодорожников Беларуси, стран ближнего зарубежья – и войти в число наиболее успешно работающих предприятий Могилевщины.
     О задачах предприятия, его продукции, о достижениях и перспективах наша беседа с первым заместителем директора по развитию – главным инженером Михаилом ЛЕОНОВЫМ.
– Михаил Васильевич, когда было создано предприятие, чем была вызвана его необходимость?
     – СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» создано с целью организации в нашей стране производства грузового подвижного железнодорожного состава в рамках программы импортозамещения. Свою историю завод ведет с марта 2005 года. В настоящее время предприятие входит в состав производственного объединения ОАО «БелАЗ».
     – Какие основные изделия выпускаются сегодня на СЗАО «МВЗ»?
     – Главная наша задача – удовлетворение предприятий Беларуси в грузовых железнодорожных вагонах, рациональное использование производственных мощностей, производство конкурентоспособного и высококачественного подвижного железнодорожного состава, а также производство вагонов в объемах, достаточных для экспорта в страны СНГ.
     Модельный ряд грузового подвижного состава, который в настоящее время освоен и серийно выпускается на предприятии, – это вагон-хоппер для перевозки минеральных удобрений модели 19-9774, вагон-хоппер для перевозки цемента модели 19-9862, вагон-хоппер для перевозки зерна, тележка двухосная модели 18-100, полувагон универсальный люковый с объемом кузова 78 куб. м модели 12-9763 и модели 12-783.
     Кроме того, в текущем году предприятие уже поставило на производство вагон-хоппер для перевозки зерна модели 19-9863, полувагон универсальный люковый с объемом кузова 90 куб. м модели 12-9763-01 и тележку двухосную модели 18-9922. В ближайшей перспективе планируются к освоению: крытый вагон, полувагон с глухим кузовом, грузовые платформы для перевозки леса и контейнеров, грузовая тележка с нагрузкой на ось 25,0 тонны.
     – Назовите основные рынки сбыта продукции. Как развивается экспортное производство и каков удельный вес экспортных поставок в общем объеме реализации?
     – Наибольший удельный вес в структуре поставок СЗАО «МВЗ» в 2011 г. занимал внутренний рынок, на долю которого приходилось 91,5% всех продаж. Основными потребителями на внутреннем рынке являются Белорусская железная дорога и РУП «ПО «Беларуськалий». На рынки России и Казахстана было отгружено 125 полувагонов, что составило 8,5% общего объема продаж.
     В этом году ситуация меняется в сторону увеличения экспорта. В наших планах поставить в 2012-м 1000 вагонов на экспорт, и мы уверены, что с этой задачей справимся. Проведены маркетинговые исследования рынка подвижного грузового железнодорожного состава, которые позволяют нам с хорошей перспективой смотреть в будущее.
     Поставка продукции в адрес зарубежных потребителей спрогнозирована с учетом потребностей рынка. Основным рынком сбыта здесь остается Российская Федерация, доля поставок грузовых вагонов куда составляет более 80%. Кроме того, СЗАО «МВЗ» планирует осваивать новые рынки сбыта в Азербайджане, Грузии, странах Балтии, искать деловые контакты с другими нашими зарубежными соседями.
     – Сколько вагонов было произведено в прошедшем году и какова в целом тенденция роста объемов производства в последние годы?
     – Фактическая производственная мощность завода в 2011 г. составила 2000 вагонов в год, коэффициент использования мощности при этом – 78,2%. С учетом успешно реализованной на предприятии комплексной программы по созданию технологических мощностей производственная мощность завода на 2012 г. составляет 2500 вагонов в год.
     Если смотреть на динамику показателей роста объемов производства, то она выглядит следующим образом: в 2009 г. произведено 482 грузовых вагона, темп роста объема производства в сопоставимой оценке к уровню предыдущего года составил 142,9%; в 2010 г. изготовлено 1042 вагона, темп роста – 209,7%; в 2011 г. выпущено 1545 грузовых вагонов, темп роста к уровню 2010 г. – 146,3%.
     Производственная программа на 2012 г. запланирована на стопроцентную загрузку производственных мощностей в объеме 2500 грузовых вагонов, темп роста к предыдущему году составит 157,8%, что в 7 раз превышает уровень 2008 года.
     Кстати, в подтверждение реальности наших намерений говорит то, что план производства за 9 месяцев т.г. выполнен успешно.
     – Расскажите, пожалуйста, о дальнейшей перспективе развития предприятия.
     – Нами разработан проект развития завода до 2018 г. с созданием технологических мощностей по производству вагонов до 5000 единиц ежегодно. Общие инвестиционные затраты по проекту составят 75,7 млн. долларов США. В структуре капитальных затрат наибольший удельный вес приходится на приобретение и монтаж технологического оборудования – 65,5%. Доля строительно-монтажных работ в структуре капитальных затрат составляет 33,2%. Динамический срок окупаемости проекта – 6,9 года.
     Реализация проекта позволит решить ряд задач, имеющих в том числе исключительную значимость на современном этапе социально-экономического развития страны. Это создание дополнительно 1500 рабочих мест, удовлетворение в рамках программы импортозамещения потребности в вагонах внутреннего рынка, увеличение объемов экспортных поставок, достижение положительного сальдо внешнеторговой деятельности, укрепление наших позиций на рынке РБ, а также завоевывание новых сегментов рынка стран СНГ за счет расширенной номенклатуры изделий. Реализация данного проекта позволит нарастить производственные мощности в 2,5 раза к уровню 2011 г., а также ежегодно сокращать отрицательное сальдо за счет увеличения поставок продукции на внешний рынок. Экспорт изделий возрастет в 31 раз к уровню 2011 г., а успешная реализация проекта позволит к 2015 г. достичь положительного сальдо во внешней торговле.
     – Какой объем инвестиций требуется для реализации этого масштабного проекта развития завода? Каковы источники инвестиций?
     – Это очень важная составляющая нашей работы. Рост количества выпускаемых вагонов требует постоянного увеличения объемов инвестиций в развитие производственных мощностей завода. Если в 2011 г. объем инвестиций в основной капитал составил 5,9 млн. долларов США, то в целом для реализации проекта необходимо капитальных вложений 75,7 млн. долларов США.
     Наибольший объем капитальных затрат – 40,8% их общего объема – приходится на 2014 год. Это прежде всего связано с реконструкцией 14,6 тыс. кв. м производственных площадей в блоке цехов для расширения производства вагонов, строительного корпуса по роботизированной окраске вагонов-хопперов площадью 2,4 тыс. кв. м и строительством крытого склада металлопрофиля площадью 4,6 тыс. куб. метров. Реализацию данного проекта планируется осуществить как за счет собственных, так и заемных денежных средств. Заемные средства завод намерен привлечь за счет выпуска и реализации дополнительной эмиссии акций СЗАО, а также привлечения долгосрочных кредитных ресурсов коммерческих банков. В целом за счет этих источников будет обеспечено до 50% финансирования общих инвестиционных затрат.
     – Назовите стратегические цели инвестиционной программы.
     – Основными стратегическими целями инвестиционной программы СЗАО «МВЗ» являются: производство конкурентоспособных и высококачественных (брендовых) грузовых железнодорожных вагонов (с размером ж.д. колеи 1520 мм) для внутреннего и экспортных рынков всех стран постсоветского пространства; полная валютоокупаемость предприятия с выходом на положительное сальдо внешней торговли в объеме не менее 40 млн. долларов США; модернизация и техническое дооснащение предприятий для создания производственных мощностей по выпуску грузовых вагонов в количестве 5000 шт. в год; расширение модельного ряда грузовых вагонов; увеличение объемов производства продукции к 2018 г. до 400 млн. долларов США в год (рост в 2,3 раза к уровню 2012 г.); увеличение прибыли в 2018 г. до 44 млн. долларов США (рост в 2,4 раза к уровню 2012 г.).
     – За счет чего возможна реализация этих серьезных и масштабных задач?
     – Реализация данной стратегии возможна при условии создания конкурентоспособного прибыльного производства, соответствующего мировому уровню технического и технологического развития, т.е. создания первоклассного предприятия с первоклассными системами его управления. Сегодня СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» – стабильно развивающееся предприятие, без преувеличения способное занять достойное место на вагоностроительном рынке не только Беларуси и стран СНГ, но и зарубежья. Мы с большой уверенностью и оптимизмом смотрим в будущее.
     Беседовал Владимир АГЕЕНКО. Источник: газета «Могилевские ведомости»