Новая жизнь металла

Знаете ли вы, что металлом, год пролежавший в земле, теряет порядка 7 % своей полезной массы? Нетрудно подсчитать «перспективу» чермета, или, как его еще называют, вторичного металлолома, сезон за сезоном ржавеющего под открытым небом. Между тем повторное использование вторичных материальных ресурсов сегодня выгодно. И в экономическом, и в экологическом плане.

Мощности есть

– По мощности наше предприятие не уступает ни одному аналогичному в республике: самое современное оборудование, технологии… – не без гордости говорит Валерий Мицкевич, заместитель директора по коммерческим вопросам УП «Витебсквтормет». И добавляет: жаль, имеющиеся объемы сырья не позволяют развернуть производство как следует. Сегодня «Витебсквтормет» входит в состав государственного объединения «Белвтормет» и имеет четыре цеха – витебский, оршанский, полоцкий и глубокский. Их стараниями обеспечивается заготовка и переработка металлолома со всей области.
В прошлом году предприятие перевыполнило план – обеспечило 105,2 % к установленному заданию, заготовив 161,1 тыс. тонн лома и отходов черных металлов. Как будут обстоять дела дальше, загадывать трудно. Ясно одно – сырья нужно заготавливать больше.
Основную его часть предоставляют предприятия. Закон «Об обращении с отходами» обязывает их своевременно вывозить и сдавать вторичное сырьё. По области «Витебсквтормет» работает с 1354 организациями. Дополнительно вовлекаются в оборот еще около пятисот. Занимается предприятие и оказанием помощи в вывозе лома и отходов черных металлов. В основном – с предприятий сельского хозяйства, школ, детских садов и др. Для этого приобретена специальная техника – автомобили, оборудованные гидроманипуляторами, тележки для газорезательного оборудования.
Не так давно «Витебсквтормет» обзавелся еще 11 новыми спецавтомобилями. И результат налицо. В сравнении с 2009 годом самовывоз увеличился на 4,7 тыс. тонн, а в объеме общей заготовки металлолома составил 51,2 %.
Что сделано за последнее время на предприятии? Оказывается, многое. Директор УП «Витебсквтормет» Владимир Пелогейко хорошо понимает, как важна техническая сторона вопроса. Например, в Витебском цеху проведена модернизация гидравлической станции привода пресса, для Глубокского закуплен спецтранспорт, в Оршанском построено здание автомобильной весовой… К слову, механические весы во всех цехах заменены на электронные – более надежные, точные, отвечающие техническим требованиям.

Куда «уходит» лом?

Вместе с Валерием Мицкевичем мы побывали в Витебском цеху предприятия.
– Здесь завершена реконструкция ремонтно-механического участка, сделан топочный узел, сейчас устанавливаются камеры видеонаблюдения, – перечисляет начальник цеха Григорий Тихонов, показывая бытовые помещения для рабочих. Есть душевые, комната для приема пищи – светлая, отремонтированная, с холодильником и микроволновкой.
Идем дальше, заглядываем в пролет производственного цеха. Я обращаю внимание на мешки спрессованной металлической стружки, подготовленной к отгрузке.
– Конкретно этот продукт поедет в Литву. Это легированная стружка (нержавейка). Всего в 2010 году втормет отправил на экспорт 160 тонн легирлома, который не перерабатывается на наших предприятиях, – поясняют специалисты. Еще в 70-х годах о какой-либо развитой металлопереработке в нашей области не шло и речи. Не было необходимого оборудования – лом сгружали и вагонами вывозили в другие республики СССР, даже на Кубу.
Сегодня же основные объемы шихты (смеси, полученной на втормете из вчерашних «железок») идут на отечественные предприятия. Например, Белорусский металлургический завод в Жлобине. Именно здесь шихту превращают в полноценные металлические изделия.

Сдать старый кузов и… заработать

В день нашего приезда на «Витебсквтормете» возле приемного пункта предприятия выстроилась очередь из желающих сдать металлолом. Такая активность обусловлена, во-первых, сезоном, а во-вторых, хорошей закупочной ценой. За последнее время она увеличилась примерно на 27 %.
За килограмм стального бытового лома сегодня предлагают 1090 рублей, бытового чугунного – 1240 рублей, смешанного – 980. Согласитесь, цена стала выше, и заметно. В прошлом году у населения принято 11300 тонн. За шесть месяцев 2011 года – 8120 тонн. Потому люди и спешат избавиться от металлического «хлама», пылящегося в гаражах и сараях. Одни привозят металлолом самостоятельно, у других такой возможности нет.
– Конечно, мы стараемся помочь с доставкой. Где-то даже идем на убытки – не откажешь же пожилому человеку, ветерану? – замечает замдиректора, поясняя, что в сельских районах проще и удобнее обращаться в приемные пункты райпо. В свою очередь втормет тесно сотрудничает с «точками» Белкоопсоюза. За ржавый кузов стареньких «Жигулей» можно выручить тысяч 350.
Так что не торопитесь выбрасывать корпус отслужившего свой век холодильника и другой бытовой техники. Избавьте его от неметаллических деталей и везите сдавать. У «Витебсквтормета» четыре приемных пункта, в том числе один в Витебске (телефон диспетчера 35-59-89).

Золотой потенциал «Витебсквтормета»

Так можно сказать о людях, много лет отдавших работе на родном предприятии: газорезчиках и операторах, водителях и ремонтниках… «Не бывает легкой работы. Я свою люблю», – улыбается оператор Витебского цеха «Витебсквтормет» Алексей Макаров. Стоя в его кабинке, наблюдаем за движениями пресс-ножниц, послушных рукам оператора. Минута – и вчерашнее ржавое авто превращается в металлический «блин», затем режется. За кажущийся простотой – большая ответственность. Неверное движение здесь может стоить дорого. Опыт, профессионализм, аккуратность – вот что помогает справляться. И Алексею Макарову, и его коллегам по предприятию.
– Случайных людей здесь нет. Весь коллектив «Витебсквтормета» (а это 324 человека) – единый, слаженный механизм, в котором важна каждая деталь, каждый винтик, – подчеркнул Валерий Мицкевич.

Анна Наумова, «Народнае слова».