Минский моторный завод: двигатель малый – работа большая

     На ОАО “Минский моторный завод” завершается разработка нового вида продукции – трехцилиндрового двигателя малой мощности.

     Согласно государственной программе по импортозамещению, в не столь отдаленной перспективе новинка должна стать альтернативой аналогичным заграничным моторам в малогабаритной сельскохозяйственной и строительной технике белорусских производителей – к примеру, заменить итальянский двигатель “Ломбарджини” в составе трактора “Беларус”-320.
     Как рассказал заместитель главного конструктора Р.М. Каменецкий, заводские специалисты, задействованные в создании базовой модели дизеля ММZ-3LD мощностью 25 кВт – в первую очередь сотрудники специально созданного в конце 2010-го КБ двигателей малой мощности, – уже полностью завершили разработку необходимой конструкторской документации. К концу прошлого года было закончено проектирование всех деталей и узлов трехцилиндрового первенца, а сейчас специалисты экспериментального цеха завершают работу над созданием тех компонентов двигателя, производство которых будет осуществляться на головном предприятии или заводах объединения. На завершающую стадию в изготовлении необходимой оснастки вышли работники инструментального производства, а сотрудники отдела спецтехники разрабатывают нестандартизированное оборудование, которое потребуется для выпуска мотора.
     Активное участие в создании нового двигателя принимают специалисты отделов главного технолога и главного металлурга, а также отдела закупок, которые занимаются поисками поставщиков комплектующих. Впрочем, как сообщил Р.М. Каменецкий, примерно на 80–90 процентов мотор будет собираться из деталей, выпущенных на заводах ОАО «ММЗ», а также другими белорусскими или российскими производителями.
     К сожалению, пока серьезной проблемой остается производство качественного чугунного и алюминиевого литья для дизеля и оснастки. Так, блок цилиндров и головку блока цилиндров для опытного образца моторостроители вынуждены были заказать в Польше, а коленчатый вал – в Украине. Однако в будущем выпуск этих важнейших компонентов планируется освоить на МТЗ.
     По словам начальника КБ двигателей малой мощности УГК М.И. Клессо, сейчас с потенциальными потребителями нового вида продукции – прежде всего с минскими тракторостроителями – согласовываются габаритные чертежи дизеля, его комплектация.
     Впрочем, в скорейшем рождении отечественного малолитражного дизеля заинтересованы и другие белорусские производители техники, а процесс его создания находится под контролем Минпрома. Это требует от руководителей и специалистов предприятия прилагать максимум усилий для успешного воплощения проекта в жизнь. Еженедельно на совещаниях у технического директора предприятия И.К. Анушкевича руководители участвующих в создании нового мотора подразделений обсуждают результаты проделанной работы, степень готовности конкретных ее участков, оптимальные пути решения возникающих проблем, а также координируют дальнейшие действия. К примеру, на последнем совещании рассматривались вопросы, касающиеся изготовления собственными силами или закупки комплектующих и оснастки, организации испытательных стендов для трехцилиндровика.
     Поскольку первый опытный образец двигателя ММZ-3LD должен быть собран к концу марта, а первая опытно-промышленная партия из 10 моторов – в первом полугодии 2012-го, то времени у специалистов предприятия остается не так уж много. И хотя основная часть работ по созданию первого отечественного дизельного двигателя малой мощности уже проделана, теперь заводчанам предстоит мобилизовать все силы, чтобы уложиться в намеченный срок.

По материалам компании.